Он был для нас как дедушка
В нашей семейной летописи особое место занимает легендарный руководитель района Габбас Киямович Гиматдинов
Для Хабибуллы Хамидулловича Хамидуллина, который в 17 лет ушел на фронт, прошел боевой путь, отдав 8 лет жизни службе в армии, был отличным солдатом, руководителем с большими организаторскими способностями, отца 9 детей, Габбас Киямович, с одной стороны, являлся руководителем, а с другой – близким боевым товарищем.
Вместе с супругой Назией апа они частенько, особенно в летнее время, приезжали в Салдакаево. Благородный человек. Статного телосложения, с открытым красивым лицом, волнистыми каштановыми волосами, лучистым взглядом. А сам очень простой. И Назия апа под стать, красивая, ухоженная. В целом, они были очень красивой парой. Помню, мы его называли дедушкой. Почему-то папа велел так называть. Пожалуй, потому что был самой авторитетной, самой известной в районе личностью. А может, чтобы имя не так часто звучало, слух какой не пошел. Ведь и отец был очень смекалистым, проницательным человеком.
Прошло много лет, но я помню, как, взяв начиненную курицу, курник, лепешки, испеченные мамой в печи, самовар, выходили на лоно природы. На свежий воздух они выбирались и летом, и осенью. С каким наслаждением дедушка ел ватрушку с творогом, курники с мясом, приготовленные мамой. В зимнее время приезжали отведать тутырму. Как-то подслушала разговор старших. Друг друга они с отцом называли «малай». Они были ровесниками, с юности познавшие горечь войны, батыры труда. При встрече говорили не о работе, а больше о борьбе за свободу страны, с болью вспоминали друзей, которых потеряли на войне, о том, как на чужбине на скорую руку копали им могилы, родителей, проливавших слезы, сирот, вдов…
Мудрые мужчины говорили и о мирной жизни, обнадеживающем будущем. Назия апа не скрывала своего восхищения тем, что мама родила и вырастила 9 детей, поражалась ее умелости. Родители и сами у них бы вали в гостях. В то время гречка была в дефиците, они угощались у дедушки курником из гречки с черносливом. Вернувшись, с благодарностью говорили о них, мол, гостеприимная семья. Сейчас стоит только обмолвиться о гречке, сразу вспоминаются те времена: «Не было бы пользы, дедушка не ел бы».
Самоотверженный труд отца, он работал председателем сельсовета, правительство оценило по достоинству. В 1970 году его наградили медалью «За трудовую доблесть». Он носил именные часы Чистопольского часового завода. Самым дорогим подарком, конечно же, для отца был белосивый конь по кличке Орлик, которого подарил Габбас Киямович Гиматдинов. Как радовался отец этому подарку! Для человека, выросшего в обычной крестьянской семье, он был очень дорог. Может, даже дороже «Москвича», в 1976 году переданного сельсовету одним из первых в республике.
В один из приездов дедушки отец пригласил и моего супруга Фоата. Агроном, ездит на мотоцикле, только что с поля... Вошел весь в пыли, в кирзовых сапогах. От неожиданности застеснялся своего вида. Поздоровавшись, Габбас Киямович сказал ему: «Молодец, ты, оказывается, настоящий агроном». Потом, повернувшись к отцу, сказал: «Малай, а зять-то у тебя толковый, прямо в рабочей одежде пришел». Фоат в тот день вернулся окрыленным. Он был мудрым, авторитетным человеком, способным оценить человека с первого взгляда. Братишка Назибулла учился в КАИ, Мазидулла отслужил в армии, моряк. Когда встречались у родителей, сказал Назибулле: «Почему не выбрал сельское хозяйство? Завод не для тебя». А Мазидулле: «Вся надежда на тебя, нам нужна будет хорошая смена».
Когда писала эти воспоминания, мне казалось, что за столом в нашем доме в селе разговаривают два соратника, два сверстника. Вот такие и простые, и величественные, и интеллигентные, и человечные личности возглавляли народ. Уважаемый глава района, глава села, который был един с сельчанами, любили людей, умели организовать и вести их за собой. Пусть память о них живет вечно. – пишет Шамсигаян Галяутдинова, село Кривое Озеро, учитель-ветеран.