Ежегодно вторая неделя ноября в мире отмечается как Всемирная неделя качества, а второй четверг ноября - как Всемирный день качества.
В этом году Всемирная неделя качества проходит с 11 по 17 ноября под девизом: «Россия - страна со Знаком качества», а День качества отмечается 14 ноября.
Качество товаров, работ и услуг, а также их безопасность является ключевым моментом, на который потребитель обращает внимание при своём выборе.
Особое внимание качеству товаров и услуг уделяет и законодательство, ведь не просто так Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 содержит обязанность продавца (исполнителя) передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору или обычно предъявляемым требованиям, пригодным для целей, для которых он используется.
На данный момент качество - это не только требование к работоспособности товара, но и наличие у него тех или иных функций, предназначенных для удобства потребителя.
Речь в первую очередь идёт об отдельных видах технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин. Перечень таких товаров утверждён Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1867 и включается в себя - смартфоны, компьютеры стационарные и портативные, системные блоки, имеющие операционную систему, планшетные компьютеры, телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование.
При продаже указанных товаров потребителю должна быть обеспечена возможность использовать их с предварительно установленными программами, предусмотренными Распоряжением Правительства РФ от 01.08.2023 № 2063-р, например, при покупке смартфона на нём должны быть предустановлены такие программы как - «Честный знак», «Госуслуги», «RuStore», «Mir Pay», «Яндекс браузер» и другие.
Товары, на которых не предустановлены обязательные программы, могут считаться некачественными.
Отметим, что в настоящее время в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), созданный Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации.
Данный информационный ресурс направлен на информирование, консультирование и просвещение потребителей, содержит образцы документов (претензии, исковых заявлений) по наиболее часто встречающимся нарушениям в сфере защиты прав потребителей, памятки с обучающими видеороликами по различным вопросам. Также ресурс содержит сведения о результатах проверок и судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Для того, чтобы воспользоваться сайтом ГИР ЗПП - необходимо перейти на данную страницу https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Модуль «Виртуальная приемная» представляет собой площадку для общения потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Каждый обратившийся имеет возможность задать интересующий его вопрос, выбрав соответствующую категорию (розничная торговля, общественное питание, финансовые услуги, услуги связи и др.) и получить ответ.