Уроженец Нурлата  - строитель столицы Азат Валиев отмечает свой юбилей

11 сентября 2022 г., воскресенье

Эти золотые сентябрьские дни 2022 года для московского строителя Азата Валиева вдвойне являются юбилейными.

Ему исполняется 85 лет, это во-первых. А во-вторых, ровно 60 лет тому назад встал он в ряды славных строителей столицы, города Москвы. И на всю жизнь остался верным избранной профессии. 
Новая Амзя – зеленая колыбель Азата Габбасовича Валиева расположена в одном из самых отдаленных, в те годы еще и в труднодоступном Нурлатском районе Татарстана. Вот в такой захолустной деревне 11 сентября 1937 года появился на свет мальчик, которого Габбас ага и Махруй апа назвали Азатом, что в переводе с татарского означает свободный, вольный. Не правда ли, символичное имя? Особенно, если учесть, что это случилось в стране Советов и в тридцать седьмом году. Написал и задумался: в захолустной ли? 

Новая Амзя расположена в живописнейшем уголке природы, с трех сторон она окружена лесами, земля плодородная, чистые родники, и речки есть, небольшие озера. А луга, поля какие, если глубоко вдохнуть, от запаха полевых цветов и целебных трав голова может закружиться. И самое главное, буквально в считанных километрах от самой деревни находится древнейшая столица современных татар и Булгарского ханства – великий город Биляр. 

В средневековье Биляр был одним из крупнейших и самых благоустроенных городов Евразии. Людей, родившихся в пригороде славной древней столицы крупного государства, выражением «захолустье» и в самом деле можно обидеть. Есть все основания считать, что далекие предки рода Валиевых имели столичные корни, то есть происходят из Биляр. 

Из поколения в поколение жили они на этой священной земле: когда-то были служилыми мурзами, а позднее представители рода занимались земледелием. 

Азат Габбасович создал родовое древо, с учетом внуков и внучек аж из 12-ти поколений. Не каждый из нас может похвастаться таким исследовательским упорством и подобными находками. …

Только что вернувшийся из рядов Советской Армии 21-летний худощавый, но крепко сложенный и стройный сельский парень в дождливую осень 1959 года отправился в поисках своего счастья в ранее неизвестные края. Выбора большого не было, в семейном кругу решили отправить парня к двоюродной сестре в Тульскую область. Именно в те годы там осваивался большой угольный бассейн. 

И вообще, кроме шахты, в те годы мало куда можно было податься и найти работу выходцам из деревень. Поэтому мужчины из татарских сел в поисках счастья уезжали в Донбасс, Кузбасс, на Урал и в Подмосковные шахты. Профессия шахтера стала для татар чуть ли не национальным образом жизни. 

Вот и Азат Валиев три года проработал проходчиком, из рук не выпускал кайлу и лопату. «После окончания смены эту кайлу с трудом вынимали из застывших скрюченных пальцев», – вспоминает он. Зато был неплохой для тех времен заработок. Он уже мог прокормить и материально обеспечивать не только себя, но и оказывать помощь родителям, своим сестрам и младшему брату. 

Со временем их, как лучших проходчиков, время от времени стали отправлять в командировку для оказания помощи в ремонте подземных коммуникаций Москвы. А там работоспособного и сообразительного специалиста быстро приметили. Видимо, парня и сама огромная быстроразвивающаяся столица с обилием заманчивых возможностей неудержимо манила к себе. 
Вот так в 1962 году Азат, к тому времени уже опытный горнопроходчик, устроился в Главное управление дорожно-мостового хозяйства, позже переименованное в Мосинжстрой, словом, стал москвичом. И здесь его работа была связана с подземным миром – сначала бригадир проходчиков, потом горный мастер, далее – начальник участка, и, наконец, начальник управления. На это стремительное восхождение у него, представляете, ушло не больше и не меньше – всего шесть лет. В ответ на вопрос, как удалось ему сделать такую головокружительную карьеру, Азат Габбасович пожимает плечами – наверно, говорит, с детства привык не чураться никакой работы, как бы тяжело ни было, преодолевать любые сложности и препятствия, быть честным по отношению к себе и тем, кто работает рядом. 

Таким образом, помноженные на трудолюбие любознательность и стремление к знаниям буквально за несколько лет сделали из простого деревенского парня настоящего профессионала. 

Не оставляя работы, не выпуская из рук кайлу и лопату, Азат окончил в Москве техникум по специальности «замораживание грунтов», а затем и Московский горный институт. Возглавляемый им строительное управление входило в состав крупнейшего в Москве треста горнопроходческих работ №3 и стало специализироваться на тоннельных работах. В январе 1993 года, когда вся экономика, да и сама страна оказалась на распутье, с детства приученный не только работать, но в трудное время и решения принимать, Азат Валиев отважился на большой риск. Он одним из первых проявил инициативу по преобразованию Строительного управления в ОАО «Специализированное управление подземных работ» (СУПР). Это случилось при единогласной поддержке большого коллектива. 

Несмотря на гиперинфляцию и воцарившийся в экономике всеобщий бартер, компания продолжала работу, ни разу не задержав зарплату работникам. Это в то время, когда в стране многие коллективы месяцами и даже годами не получали заработанных денег. Выручала природная предприимчивость, умение вести переговоры и ладить с людьми. В Москве более десятка горнопроходческих компаний, большая конкуренция, но ОАО «СУПР» под руководством Азата Валиева не только успешно пережила трудные времена, сохранив коллектив, прошла и не менее трудный путь от отбойного молотка к высоким технологиям. На предприятии до последних лет трудились порядка 800 человек, управление работой на объектах полностью было компьютеризировано. Оно выполняло многопрофильные подземные работы для нужд городского хозяйства Москвы и области, строило тоннели диаметром от 2 до 4 метров, шахтные стволы и колодцы, проводило магистральные трубопроводы теплоснабжения, канализацию, водостоки, коллекторы для подземных коммуникаций, подземные гаражи-стоянки, пешеходные переходы, различные ограждающие конструкции методом «стена в грунте» и так далее. 

В океане московских инженерных коммуникаций «СУПР» осваивало самый нижний и самый сложный этаж – от 7 до 25 м от нулевой отметки. На карте Москвы и области трудно найти район, где бы ни работал данный коллектив. И все сделано на совесть, добротно. В строительных кругах столицы стоило назвать фамилию руководителя или названия управления, становилось понятно, что это гарантия высокого качества. Азата Валиева лично знали и высоко ценили как специалиста и, естественно, в первую очередь, как надежного человека, руководители столицы и Московской области.

Мне самому не раз приходилось быть свидетелем того, как тепло отзывался об Азате Габбасовиче в те годы начальник департамента строительства и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. 
Не зря же Азата Валиева удостоили званий почетного строителя Главмосинжстроя, почетного строителя города Москвы и заслуженного строителя Российской Федерации. Он кавалер золотого знака «Горняк России» и действительный член Академии горных наук России. Насколько мне известно, в начале 90-х прошлого века городом были подготовлены все документы для присвоения Азату Валиеву высокого звания Героя Социалистического Труда. Чему стали преградой только стечение обстоятельств и распад государства. Среди выполненных объектов наиболее близких душе Азата Габбасовича, естественно, особняк Представительства Республики Татарстан в Москве, светлое четырехэтажное здание с подземным гаражом, оборудованным современными системами вентиляции. В прошлом полуразвалившееся строение было полностью реконструировано силами одного из подразделений «СУПР».

Хотя наземное строительство, как правило, и не входит в «формат» компании, но ради родной республики и ее престижа пришлось и на это пойти. Одним из первых с радостью поддержал Азат Валиев инициативу Президента Татарстана Рустама Минниханова и полпреда республики Равиля Ахметшина об открытии в Москве памятника великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. «СУПР» как генподрядчик взял на себя установку памятника и благоустройство сквера в центре столицы на Новокузнецком. 

Благотворительную помощь оказал Азат Валиев и при открытии в Москве памятника поэту-герою Мусе Джалилю. 

Успех в работе и благополучие в жизни мужчины во многом зависят, как говорят в народе, от тыла – семьи, супруги. Жену, уроженку Башкортостана Рузалию, он встретил и привез из Казани. Трудности и радости жизни они всегда делили поровну. В семье строго соблюдаются обычаи предков, этнические и религиозные обряды татарского народа. У Азата Валиева с Рузалией ханум два взрослых сына – Булат и Ринат. Оба пошли по стопам отца. – Аллага шөкер, мин бәхетле кеше!* – любит повторять Азат Габбасович. Счастье, признается он, это дом, жена, дети и внук. Он всегда в центре событий татарского землячества в Москве, без его участия мало что здесь происходит. Если в Москве гастроли татарского театра или концерт ведущих исполнителей, то можно быть уверенным: там обязательно присутствуют Азат Валиев и его супруга Рузалия ханум. Для Азата Габбасовича, по воле судьбы проведшего большую часть жизни под землей, семья, соотечественники, родной язык, татарская литература, музыка и песня стали неразрывной нитью, связавшей его с родным краем, предками. 

И, конечно, особое место в жизни Азата Валиева занимает его родное село – Новая Амзя. Он вложил средства в строительство мечети и нового клуба, подарил грузовые машины и мощный кран, помог местному историку издать книгу... Вряд ли без его участия происходило и строительство дорог, мостов. Поэтому от босоногих мальчиков до аксакалов его здесь все знают в лицо, при каждой встрече благодарят, советуются, в гости на чай приглашают. Если бы я сам не посетил этот райский уголок Татарстана и не увидел своими глазами, ей-богу, не поверил бы. Как поверишь, ведь человек больше чем полвека тому назад уехал, работает и живет за тысячу километров вдали от родного края, а связи не оборвал, наоборот, год от года ее лишь укрепляет. Здесь он сохранил родительский дом, куда ежегодно приезжает летом. Не только земляки, сама природа, кажется, его здесь принимает поособому, тепло. ...Мозолистые руки невольно вновь и вновь тянутся к тальянке. С этим волшебным музыкальным инструментом они словно неразлучны, Азата Габбасовича просто трудно представить без него. Восстановленный родительский дом, улица заполняются родной и неповторимой татарской народной мелодией. Нет, не только мелодия – в звучании тальянки судьба народа, его прошлое, настоящее и будущее. В этой мелодии судьба его предков, нелегкая судьба шахтера, этапы его трудовых будней, потери и приобретения, горе, счастье и надежды. Не пойму только, тальянка играет или поет, а может, гармонь просто плачет?! Это особое состояние души. Лицо Азата Габбасовича мгновенно таинственно оживает, глаза его начинают загадочно светиться, сверкают, а взгляд направлен куда-то далеко-далеко. Так, видимо, он возвращается душою в свою молодость, в далекое, уже находящееся за горизонтом детство… 

Азат Габбасович Валиев – человек счастливый. Счастье он нашел в служении Отчизне, Москве, родному краю, соотечественникам и землякам. Он добился всего, о чем в детстве и мечтать не мог. Счастье он создал своими руками. 

Автор: Ринат Мухамадиев, заслуженный работник культуры России
 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International